Как рисовать лицо человека, мы вам покажем на основе фрагмента учебника Н.Н. Ростовцева «Учебный рисунок». Это очень хорошая книга для желающих обучиться рисунку. В ней очень много важных моментов, раскрывающих тайны мастерства. Во-первых, не ждите хорошего результата, если вы не знакомы с такой наукой, как пластическая анатомия. Вы должны четко представлять костную и мышечную структуру человека. Кроме того при рисовании лица, очень важно представлять, как лицо меняется от мимики, эмоций. Знать это нужно каждому художнику, так как эти знания помогут правильно расположить морщины и складки кожи лица при изображении соответствующего душевного состояния человека. Знающий анатомию художник понимает значение каждой впадины, каждой выпуклости на поверхности человеческого лица. Надо также иметь в виду, что мимические мышцы лица действуют не изолированно друг от друга, а взаимозависимо, кроме того, на мимику оказывают влияние и другие факторы: движение глазного яблока, выражение глаз, положение головы и плечевого пояса, жест рук. Особенно эти знания необходимы в работе над портретом, тематической картиной, где передаются душевные переживания людей. Рисуя портрет, нужно внимательно следить за характером действий мышц и их формой, а также за согласованностью действий мышц. Методическая последовательность работы при изображении живой головы остается такой же, как и при учебной работой над гипсовой головой. Законы построения формы головы человека также остаются неизменными, но меняются методика использования полученных знаний и навыков, приемы работы.
В качестве натуры для первых учебных постановок следует выбирать мужские модели, но не очень молодых и без бороды, усов, бакенбард. Это облегчит решение учебных задач. Начинается рисунок, как всегда, с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Чтобы успешнее справиться с поставленной задачей, перед началом работы над длительным рисунком следует сделать несколько набросков с данной натуры с различных ракурсов и выбрать максимально выразительную. Выбирая позу, положение головы в пространстве, необходимо подметить наиболее характерное, вдохновиться образом данного человека, чтобы появилось острое желание запечатлеть его в рисунке. Начинаем рисунок легкими прикосновениями карандаша к бумаге. Слабыми линиями намечаем наклон, поворот и общую форму головы. В качестве ориентира используем профильную линию, линии надбровных дуг, основания носа и подбородка, которые помогут найти и правильные пропорциональные отношения (рис.1). По сравнению с предыдущими заданиями здесь, при рисовании живой головы, методика работы должна усложниться. Если раньше, при рисовании гипсовой головы, мы каждую учебную задачу решали отдельно, то теперь буквально за две-три минуты надо решить несколько задач: композиционно разместить изображение, схватить характер формы и наметить основные пропорции. При исполнении сложных заданий, связанных с портретной характеристикой, рисунок лучше начинать сразу с живого эмоционального наброска, который в дальнейшем будет конкретизироваться. Правда, здесь дело еще больше может усложниться и иметь двоякий исход: с одной стороны, первое, живое, непосредственное восприятие натуры позволит рисовальщику сразу схватить портретное сходство с натурой и довести рисунок до предельной выразительности; с другой — плохо начатый набросок заставит рисовальщика взять новый лист бумаги и начать все сначала. Второй этап работы (рис.2) связан уже с аналитической деятельностью рисовальщика. На этом этапе работы требуется предельная точность и внимательность. Прежде всего, надо уточнить конструктивное построение формы, взаимосвязь деталей головы (лоб, нос, глаза, подбородок) с общей формой. Для проверки можно воспользоваться вспомогательными линиями (которые должны быть еле заметными) и легкой прокладкой тона.
Главное на данном этапе работы — выявление общих масс, выражение «большой формы». Начинающие нередко, вместо того чтобы последовательно вести рисунок, идя от общего к частному, сразу же, еще не определив характера формы всей головы и основных деталей, начинают с прорисовки мелочей: вплоть до ресничек. Этот прием не верный. Так все же, как рисовать лицо правильно? Главное помнить, что сходство рисунка достигается не кропотливым копанием в мелочах, а точностью пропорций и поиском главных характерных особенностей лица данного человека. Другая полезная информация для женщин на нашем сайте vsedlyavasdamy.ru