No Image

Чум картинка для детей

СОДЕРЖАНИЕ
339 просмотров
17 ноября 2019

Снаружи — минус пятьдесят, а внутри — тепло…

Кочевники есть не только в африканских и аравийских пустынях (читайте статью: Бедуины и их «шерстяные дома»), но и на Крайнем Севере. Бедуины пасут верблюдов и коз, а северяне — оленей. Но образ жизни тех и других во многом схож. И те, и другие перемещаются вслед за стадами на дальние расстояния, останавливаясь лишь на короткое время. Поэтому и жилища северян, равно как и других скотоводов-кочевников, замечательно приспособлены под их образ жизни. Поговорим подробнее о том, где и как живут народы Севера.


В чумах традиционно проживают ненцы, ханты, коми и энцы. А вот чукчи в чуме не живут — несмотря на популярную песенку с припевом: «А чукча в чуме ждет рассвета…» Чукчи живут в жилищах, которые называются ярангами (об этом поговорим ниже). А припев к песенке — это, наверно, для красоты слога.


Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.


Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.

Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.

Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено.


Ставится чум просто. На специальные шесты (их обычно от 20 до 40) натягиваются шкуры. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.


Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре обязательна печь. Она дает тепло, и на ней готовят еду. Снег, попадающий в чум, тает от тепла печи. Влажность внутри чума сравнительно высокая, но зато — тепло, не меньше 15-20 градусов.

После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).

Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.

Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.

Яранга


Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.


В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.

Вход в ярангу занавешивается шкурами или специальным пологом.

Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.

Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.

Никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и обедали.

В настоящее время, помимо традиционной яранги, во многих северных городах строят и другого вида яранги — со всевозможными удобствами: мебелью, электричеством, канализацией. В них время от времени живут ностальгирующие потомки древних чукчей, там же проводятся всяческие национальные фестивали.

Современные стилизованные яранги стали заметной архитектурной особенностью многих северных городов, к примеру, Анадыря.

Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?

Поэтому иглу строились изо льда и снега. Это — куполообразные сооружения высотой около 2 м и диаметром около 4 м.

Вход в иглу располагается ниже уровня пола: это позволяет кислороду поступать внутрь, а также выводить наружу углекислый газ.


Освещаются иглу сквозь ледяные стены.


Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.

Читайте также:  Глубинный посев микроорганизмов

Обогревались иглу с помощью плошек с жиром. Примечательно, что такого скудного обогрева вполне хватало. Из-за тепла ледяные стены обычно подтаивают, но полностью никогда не тают, так как снег удаляет избыток тепла наружу помещения. Кроме того, стены впитывают влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.

Кстати: иглу — жилье сезонное. Летом они обычно приходят в негодность. Но никакой трагедии в этом нет. С наступлением холодов «ледяные избушки» строятся заново, только и того. Причем, очень быстро: сами эскимосы возводят их буквально за полтора часа. Это умение досталось им от предков, и они его свято хранят.


Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…


Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.

Чум — переносное жилище у ненцев Европейской части и народов Сибири, конической формы, крытый шкурами, берестой или мешковиной.

Чум — переносное жилище у ненцев
Снаружи чум имеет коническую форму . Она хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры. С крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума — макодаси .
После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус.

летний чум таны мя . Он отличается покрытием — мюйко — старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия.

Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест.

Из мебели в чуме есть только низкий столик (около 20 см), за которым обедает семья.

В чуме большое значение имеет очаг — печь , которая находится в центре чума и служит
источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.

После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры. У самого основания шестов складывают мягкие вещи.

Оленеводы часто возят с собой перины, подушки и специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель.

Методическая разработка урока по окружающему миру

Учитель нач. классов: Борисова С.Г.

Библиотекарь школы-интернат: Пустошкина Н.Г.

Тема урока: Как устроен чум? Как выглядит чум внутри? Игрушки ненецких детей.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: показать последовательность установки чума, рассказать о его составных частях; о первых игрушках ненецких детей.

расширить знания учащихся о традиционном распределении мест внутри чума;

пробуждать интерес и желание знать основы традиционного уклада жизни в чуме;

продолжать развивать мышление детей, способность аргументировать свои высказывания:

познакомить с традициями воспитания детей в ненецкой семье;

воспитывать любовь к родному краю;

способствовать воспитанию бережного отношения к вещам, окружающим человека.

Используемые материалы: фотографии и вырезки из журналов с изображением чума; иллюстрации «Составные части чума ; выставка детских игрушек; детские работы

Как-то Счастье зашло в один дом на опушке леса и увидело такую картину: горел камин, возле которого весело играли дети, хозяин дома сидел в большом кресле, а его жена что-то вязала, укутавшись в теплый шерстяной плед. Счастью так понравилась эта идиллия, что оно обратилось к мужчине:

— Я хочу выполнить любое твое желание.

Мужчина, немного подумав, ответил:

— Благодарю тебя, но мне ничего не нужно.

Тогда Счастье обратилось к женщине:

— А ты бы что пожелала?

Она посмотрела на мужа, самого любимого и дорогого ей человека, на детей, которые беззаботно резвились у ног, на уют и покой, царящий в доме, и произнесла:

— Спасибо, Счастье, но у меня уже все есть.

А у детей Счастье ничего не спросило — и так все было понятно. Но возле самых дверей Счастье опять обернулось, окинув взглядом дом, полный тепла, любви, гармонии и спросило: — А можно я останусь у вас навсегда?

— Ребята, как вы представляете, что такое счастье в семье? (ответы детей)

— Многие семьи живут в любви и уважении друг к другу. Для того чтобы семья была счастливой, важно соблюдать правила совместной жизни.

— Назовите эти правила (ответы детей)

— Эти правила пришли в жизнь и быт людей издавна.

В каждой семье самым уважаемым был глава семьи – отец.

Читайте также:  После свечи гексикон водянистые выделения при беременности

У каждой семьи был свой дом.

Кто из вас в каком доме живёт?

— Какие жилища можно отнести и к прошлому, и к настоящему? (юрта, чум, иглу).

— Что общего между всеми домами? (Все они предназначены для жилья).

— А чем отличаются они? (У них разные формы, разные названия, сделаны из разного материала, строят в разных местностях).

2.Сообщение темы урока.

— Отгадаете мою загадку, значит, отгадаете тему нашего занятия: Одного старика с криком одевают.

Правильно, тема нашего урока: «Устройство жилища (чум)».

— Сегодня мы будем говорить о традиционном жилье северных народов.

— На нашем уроке мы должны познакомиться с устройством чума и традиционном распределении мест внутри чума.

Работа над темой урока.

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири.

— Как называется жилище, где мы находимся? (Чум. Чум – это жизнь.)

— Из чего делают чум северных народов? (Чум сооружают из жердей)

Всего для этого нужно 36-40 шестов.

Кто знает, из какого дерева делают шесты?

— Шесты делают из ошкуренных стволов елей . Они круглые, заостренные снизу и сверху. Готовят шесты долго, сушат несколько месяцев, иногда несколько лет. Надо, чтобы из них испарилась вся влага и они стали легкими.

— Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища.

— Бывает летний чум и зимний.

— Чем отличается зимний чум от летнего?

— У зимнего чума двухслойное покрытие: нюк— таритей ея и поднючье— мюйко.

— Из чего шьют зимнее покрытие? (Дети отвечают.)

— Как вы думаете, сколько надо оленьих шкур на один зимний чум? Надо приблизительно 55—70 шкур оленей. Поэтому оленеводы очень бережно относятся к покрытию чума.

— А вы заметили, что ворс покрытий чума подстригают? Почему? В длинный ворс набивается снег, который подтаивает и образует ледяную корочку. Она утяжеляет нюк. Корка не дает нюку «дышать» и в результате внутренняя сторона его отсыревает. Покрытие размокает, и в чуме становится холодно. Хозяйка ежедневно выбивает снег из нюка.

— Почему чум имеет форму конуса? Потому что такая форма чума придает ему устойчивость при ветрах, буранах. Кроме того, с крутой поверхности легко скатывается снег, вода.

— Бывает ли тепло в чуме зимой? Почему? (Дети отвечают.)

— Когда разжигают огонь, дым заполняет весь чум, затем он поднимается, уплотняется в верхушке и не дает уходить теплу. Причем дым поднимается вдоль стенок чума.

— Давайте заглянем внутрь чума. Какие необходимые вещи есть в чуме? ( стол, тумба для хранения продуктов, постель.)

— Каждый предмет в чуме и каждое место внутри чума с древности имеет своё значение.

— На какие части делится чум? Чум делится на две части: часть чума у входа и часть чума против входа со священным шестом симзы. Эта часть чума считается «чистой», священной, там хранятся различные предметы культа (хэхэ, сяд’), посуда, пища и вещи, принадлежащие мужчинам и мальчикам.

За симзы размещается священное пространство Си. На него могут ступать только старшие мужчины. Для женщин и детей это запретное место. Здесь обычно находится священный ларь. В нём хранятся духи- покровители очага, семьи, рода и местности. Здесь же хранятся все семейные сбережения и реликвии, а так же оружие и ларь с инструментами. Напротив Си у входа находится Нё. Это место женщины. Здесь она занимается домашними работами: шьёт, чинит одежду и обувь. Здесь она го- т овит пищу, накрывает стол.

— Посередине между Си и нё, находится спальное место.

— Из чего состоит постель? ( циновки из ивовых прутьев, циновки из соломы, оленьих шкур, подушек.)

— В чуме укрываются женской ягушкой. Но сейчас наверно в наше время укрываются одеялами.

— Как называются другие места в чуме? ( места по обе стороны от входа, нежилая часть чума.)

Итак, мы с вами узнали, что такое чум.

4. Ответы на вопросы учителя.

— В чуме у каждого члена семьи свое место.

— Расскажите, как нужно вести себя в чуме детям.

Нельзя баловаться, прыгать, бегать, кричать.

Нельзя заходить за священный шест.

Нельзя играть с огнем, плевать в огонь.

Нельзя смотреть в дымовое отверстие чума вечером и ночью.

5. Игрушки ненецких детей.


В тундре нет магазинов, где любой ребёнок мог бы выбрать себе игрушку. Как же ненецкие дети обходились без игрушек в бесконечном движении за оленьими стадами?

Мы остановимся на традиционной ненецкой кукле нгухуко или нгуху. В переводе с ненецкого языка значит «игрушка». Её внешний вид приковывает внимание, и это не случайно, ведь она выполнена из костяной пластины клюва и ткани. Условно её строение делится на две части: голову и туловище.


Первых кукол дочерям делают матери или старшие сестры, затем под их руководством девочки самостоятельно мастерят игрушки. Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по ее детским игрушкам.
У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое начало при их изготовлении. Ненецких девочек рано выдавали замуж. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей.
В тундре куклы-нгухуко есть в каждом чуме, где есть девочки. Таких кукол у ненецкой девочки собирается целое семейство: папа, мама, бабушка, дедушка и дети. Это традиционный, стандартный набор для игры. Также имеется кукольный гардероб и целое кукольное хозяйство.
Все кукольное хозяйство создается своими руками девочек. Ведь на Ямале женщины-хозяйки пользуются большим уважением. Особенно высоко ценится женское умение шить, так как хорошая одежда, в условиях Севера, очень нужна человеку. Например, в сказках говорится: « Богатырь гордится, если у него есть рукодельница-дочь, держащая иглу в концах пальцев». Про вещь, искусно сшитую, говорят: « то ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно, от иглы следа нет».
Самостоятельно делая предметы для кукольного хозяйства, девочки учатся у матерей традициям украшения замши и меховой одежды. Они отделывают платья разноцветными тряпочками и лентами, украшают одежду и обувь узорами из цветного бисера. У куклы и ее семьи есть маленький чум, нарты и олени, причем олени могут быть из разного материала: дерева, камней, костей, оленьих копыт. Конечно же, у кукол есть и посуда: чашки из сухих рыбьих позвонков, которые обычно хранятся в спичечной коробке, играющей роль низкого ненецкого стола. Посуду для кукол изготавливают также из бересты.

Читайте также:  Ломкие ногти на ногах у ребенка

Кроме того, через обращения и игру с куклой закладываются основы духовной культуры. Существует поверье, что как сложится жизнь куколки у девочки, так впоследствии может сложиться ее собственная жизнь. Поэтому девочки своих кукол берегут. Иногда игрушка становится личным талисманом или оберегом и сопровождает свою хозяйку до старости.

6. Закрепление пройденного материала.

Чум — это самое удобное жилище в тундре. У многих народов Севера домом является такой же чум, как и у долган, энцев, нганасан, кетов, селькупов, хантов и др. Но у некоторых из них, например, у лесных ненцев, селькупов и хантов, летом чум имеет берестяное покрытие. Почему? Потому что они живут в лесу и у них есть возможность собирать березовую кору. А вот жилище чукчей и некоторых других народов Севера называется ярангой.

А у алтайцев — юрта .

7. Чтение стихотворения о чуме.

Что такое чум?
Связали шест
С другим шестом,
Потом
Еще с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов долганский дом.
Мы чумом этот дом зовем,
Он дарит нас своим теплом
Зимой суровой, хмурой.
Вверху отверстие: сюда
глядится белая звезда.
Сегодня вы у нас в гостях.
Пылает весело очаг.
В стаканах плещется чаек,
Горячий, крепкий, вязкий.
Тесней усядемся в кружок
И будем слушать сказки.
Их нам, уютно бормоча,
Расскажет бабушка Кыча.
Но вот уже и спать зовут,
А спать нам неохота.
— Мы посидим немного тут,
Пока мужчины не придут усталые с охоты!
— Скажите, что является основным элементом любого жилища? (Это очаг, дающий тепло).


— А сейчас мы вам прочитаем строки из стихотворения Л. Лапсуй «Спаситель».

Мой чум! НЕ счесть твоих столетий, Ты на веку узнал немало- Сплетением арканных петель Твой путь петляет по Ямалу.

Как мёрз ты, вспоминаю ныне,

Чтоб мог от стужи я укрыться,

Спасал меня, как мать – гусыня, Хранил меня, как мать – орлица.

Твой огонёк всё так же ярок, Я о тебе грущу всё чаще, Ты был мне с детства — как подарок, Любовь и счастье приносящий.

Дом — начало начал, в нем мы рождаемся и проходим свой жизненный путь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Именно через него в значительной мере раскрываются характер народа, его культура и особенности быта. Внешний вид жилища, строительные материалы и способ постройки зависят от окружающей среды, климатических условий, обычаев, религии и от рода занятий людей, его создающих. Но из чего бы ни строилось жилье и как бы оно ни выглядело, у всех народов его считают центром, вокруг которого расположен весь остальной мир.

— Теперь вы сможете сделать вывод, от чего зависит, какое жилище строит человек?

Ребята отмечают, что вид постройки зависит:

 от места расположения;

 особенностей той местности, где располагается;

 материала, из которого здание построено;

 благоустроенности или её отсутствия.

Вывод: В зависимости от природных условий меняется образ жизни и род деятельности любого народа.

— А в классе мы попробуем сделать аппликацию куклы.

Литература и интернет-источники:

Борко Т.И., Галкин В.Т. и др. Учебник 5-7 кл. Культура народов Ямала.Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002

Комментировать
339 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Венерология
0 комментариев
No Image Венерология
0 комментариев
No Image Венерология
0 комментариев
No Image Венерология
0 комментариев
Adblock
detector