Уроки рисования: натюрморт карандашом


Уроки рисования: натюрморт карандашом 1

Начинающему художнику, для того чтоб натренировать руку, глазомер, освоить художественные приёмы и законы, полезно рисовать натюрморты. Натюрморт может выступать и как разновидность художественного изобразительного искусства. Как нарисовать натюрморт карандашом? Отбирая для натюрморта предметы, следует обеспечить разнообразие их формы, но и разнообразие их размеров, материала. Постановку натюрморта начинаем с самых крупных и более выразительных предметов. В данном случае кувшин является таким предметом. К основным предметам подбираем дополнительные. Их мы подбираем по принципу однородности материала, либо по принципу наоборот разнообразия материала, либо интересного тонального сочетания. Лучше не ставить рядом предметы, которые похожи между собой по форме и по размеру. Рекомендуется подбирать предметы, контрастные по размеру, форме и тону. Желательно сочетание мелкого с крупным, тёмного со светлым, круглого с граненым. Такой подбор помогает лучше выявлять начинающему художнику различия предметов и с большим успехом справиться с поставленной задачей.

Уроки рисования: натюрморт карандашом 2

Одной из первостепенной важности задачей, связанной с рисованием на­тюрморта, является правильная передача пространства, воздуха, степени приближения и удаления предметов. Поэтому предметы, составляющие натюрморт нужно располагать так, чтобы те, что находятся на переднем плане, как бы невзначай частично загораживали предметы второго плана. Это, придаст правдивость, естественность натюрморту, а также поможет начинающему рисовальщику передать воздух между элементами натюрморта.

Большое внимание надо уделять освещению. Искусственное освещение помогает создать контрастность, сделать натюрморт более выразительным, интересным. Дневной естественный свет, как правило, бывает рассеянный с мягкими тоновыми переходами. При постановке натюрморта желательно вводить драпировки, они помогают связать между собой предметы, сделать натюрморт более привлекательным. В некоторых случаях драпировки служат просто фоном, но могут являться и элементами композиции.

Всё-таки как нарисовать натюрморт карандашом, как передать характер предмета, его форму, пропорции? Вначале работаем карандашом, еле касаясь бумаги, намечаем общие очертания предметов, их расположение в пространстве (рис.1 и рис.2). Первоначально художник рисует предметы лёгкими линиями, без нажима, как будто они прозрачные или проволочные. Уточнять карандашом и вырисовывать контуры предметов не следует сразу — главное, фиксировать пропорции и размеры каждого предмета (по ширине, высоте, глубине). Тени спешить накладывать и тем более нажимать карандаш, также не желательно, пока не достаточно изучена конструкция всех-всех элементов натюрморта. Выявляя формы элементов, деталей, необходимо тщательно обратить внимание на перспективу предметов. И не забывать следить, чтобы в вашем рисунке один предмет не наступал на другой. Рисовальщик обязательно должен проанализировать, какие предметы находятся на переднем плане, какие — на заднем, какие — на промежуточном. Ученики не редко случается, упускают эти моменты из виду, и у них в рисунке нет ощущения пространства между предметами.

Художник-реалист должен владеть в совершенстве законами оптики, изучать их. Зная эти законы (перспектива и др.), можно достигнуть высоких результатов, уси­лить выразительность своего произведения, добиться большого мастерства. Требуется и понимание законов светотени. Все эти знания позволяют художнику убе­дительнее и ярче передать явь, реальную действительность. Приступая к тонированию, т.е. прорисовке объёма предметов, надо выявить наисветлейшее и наитемнейшее места в изображаемом натюрморте. Установив эти полюса, — обращаем своё внимание на менее заметные полутени. Надо определить направле­ние лучей света, посмотреть, где свет падает прямо, где вскользь, а где вообще его нет. Затем необходимо наметить все тени, собственные и падающие от предметов (рис.3). Легко касаясь карандашом бумаги, прокладываем тоном на каждом предмете теневые места. Создаём массу, объём  каждого предмета, учитывая и постоянно перепроверяя пропорции всех деталей. Если мы уверены, что правильно наметили очертания рисунка, можно постепенно усиливать нажим карандаша, прокладывать тон, выполнять детальную прорисовку предметов (рис.4). При детальной прорисовке формы всех элементов надо наблюдать очень внимательно за всеми переходами и оттенками полутеней, теней и рефлексов, учитывая текстуру и насыщенность цвета самих предметов.

Технические приёмы, способы выражения формы в рисунке немыслимы без правильного понимания геометрического построения предмета. Учитывая эти моменты, мы всё больше осознаем, как нарисовать натюрморт карандашом. Художник направлением штриха должен как бы подчёркивать форму и текстуру предмета. При прорисовке формы каждого предмета в натюрморте происходит серьезная работа. Надо внимательно изучать каждую деталь предмета, анализировать, выявлять особенности, текстуру материала (то ли это холодный метал, то ли древесина и т.д.), Следим, как увязываются все составные части натюрморта с общей формой и между собой. Как отличаются все блики друг от друга (рис.5). Внимательно надо проработать тени и полутени — тень от кувшина, от яблока и т.д. Такая проработка формы помогает сделать рисунок живым, как наяву. Прорисовав, проштудировав форму каждого предмета, следует посмотреть на свой рисунок издали, чтобы предметы, либо какие-то детали были не слишком чёрными и не выпадали из общей композиции рисунка. Также надо перепроверить яркость рефлексов. Для этого нужно отходить от своей работы на некоторое расстояние и смотреть издали прищуренными глазами на рисунок. Когда рисующий смотрит так на свой рисунок, предметы, рефлексы, тени не должны сливаться между собой либо пропадать.

Вот вы и узнали азы, как нарисовать натюрморт карандашом. Рисуем от общего к частному и наоборот — от частного к общему. Заканчивая работу над натюрмортом, необходимо вновь и вновь возвращаться к первоначальному восприятию натуры. Поэтому нельзя рисовать долго и беспрерывно. Подводя итог в рисовании натюрморта, следует внимательно проверить общее впечатление от изображения. Надо добиться ощущения целостного, гармоничного восприятия всей композиции натюрморта.


Оставить комментарий